О переходе ГУП, ФГУП, МУП на 44-ФЗ

Категория: Записки разработчика Просмотров: 2843

ПЕРЕХОД УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ ([tooltip text="Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ 'О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'"]44-ФЗ[/tooltip]) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК

В соответствии с изменениями 44-ФЗ с 1 января 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия, ранее входившие в сферу регулирования законодательства о корпоративных закупках (федеральный закон №[tooltip text="Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ 'О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц'"]223-ФЗ[/tooltip]), переходят на работу по правилам контрактной системы (44-ФЗ), вне зависимости, получают ли они в какой-либо форме бюджетные средства.

Что же делать заказчикам, чтобы не было "мучительно больно"? Если коротко:

1. Создать контрактную службу (если объем закупок в денежном выражении более 100 млн. руб.) или назначить контрактного управляющего.

  • разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе.
  • обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий.

2. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС) -- zakupki.gov.ru.

3. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы.

4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план закупок, план график, а также обоснование закупок.

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЗАКУПОК ПО 223-ФЗ ОТ 44-ФЗ

223-ФЗ определяет принципиально иные подходы к регламентации закупочной деятельности, позволяя самим заказчикам определять оптимальные способы реализации данной задачи. При закупках в рамках контрактной системы все аспекты работы зарегламентированы и унифицированы, а за малейшее отступление от них предусмотрены большие штрафные санкции.

В таблице ниже представлена информация по основным отличиям 223-ФЗ и 44-ФЗ.

 
223-ФЗ
44-ФЗ
Участник процедуры закупки
Физическое, юридическое лицо (юридические лица), соответствующее требованиям Положения заказчика
Физическое или юридическое лицо соответствующее только требованиям 44-ФЗ
Планирование
План закупок, План закупок инновационной продукции и лекарственных средств
План закупок, План график закупок
Обоснование закупки
Не требуется (только если в Положении о закупках это установлено)
Обоснование закупок, нормирование закупок (на федеральном и региональном уровне)
Способы выбора поставщика (условия и порядок применения)
Определяет заказчик (Положение о закупке)
Определено только 44-ФЗ
Описание объекта закупки (техническое задание)
Нет специальных ограничений в описании объекта закупки
Ограничения в описании объекта закупки (запрет указания товарного знака, никаких требований по квалификации Участника закупок и т.п.)
Начальная (максимальная) цена договора (контракта)
Сведения о Н(М)ЦД (может не указываться в Извещении о закупке)
Обоснование и определение Н(М)ЦК (в Извещении всегда указывается Н(М)ЦК)
Условия договора (контракта)
Нет ограничений в части существенных условий договора, в том числе штрафных санкций 
Обязательные существенные условия контракта, Постановлением Правительства установлен порядок расчета штрафа и пени
Изменение условий договора
Возможно изменение условий договора в соответствии с требованиями обстоятельств (по соглашению сторон)
Только в исключительных случаях, определенных законодательством
Экспертиза при приемке ТРУ
Не требуется обязательная экспертиза
Экспертиза проводится обязательно, а в ряде случаев -- обязательна внешняя экспертиза
Импортозамещение
Нет требований по импортозамещению (только планируется)
Многочисленные запреты и ограничения на иностранную продукцию
Антидемпинговые механизмы
Нет антидемпинговых механизмов
Антидемпинговые требования для торгов
Преимущества для отдельных категорий участников процедур закупок
Преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства при закупках отдельных заказчиков (не для всех заказчиков)
Преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (для всех заказчиков)
Реестр договоров (контрактов)
Реестр договоров, в который вносятся сведения (и документы) об исполнении договора по факту исполнения
Реестр контрактов, в который вносятся изменения (в жесткие рамки) при исполнении контракта
Закупочные комиссии
Нет специальных требований (только в рамках корпоративного управления)
Требования к сотрудникам и членам комиссий, работе комиссий в соответствии со Стандартами Минтруда
Административная ответственность (КоАП) Перечень нарушений небольшой, размер штрафов приемлемый Перечень нарушений большой, размер штрафов значителен
 

Из таблицы видно, что переход на новые правила закупок потребует не только формальных изменений, но и существенной перестройки существующего положения дел. Что же необходимо предпринять Заказчику?

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ

1. Создание контрактной службы (назначение контрактного управляюшего)

В соответствии со ст.38 44-ФЗ, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 миллионов рублей, он обязан создать контрактную службу. Как правило, у заказчиков с таким объемом закупок, уже есть структурное подразделение (отдел, управление и т.п.), а значит решить задачу путем его преобразования будет несложно. Создание контрактной службы возможно и другим путем -- включив в нее сотрудников разных подразделений (бухгалтерия, юридический отдел, отдел МТС и т.д.). Сотрудники этих отделов по-прежнему числятся в своих подразделениях, но также выполняют задачи контрактной службы. Такую службу должен возглавлять руководитель заказчика или его заместитель (например, заместитель генерального директора по экономическим вопросам)Исполнение функций контрактной службы не должно поручаться сотрудникам, не входящих в нее, поэтому такое решение для заказчика является оптимальным.

Если же совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей, вместо создания контрактной службы должен быть назначен контрактный управляющий (или несколько контрактных управляющих), который будет отвечать за осуществление закупокСледует учитывать и требования к квалификации работников контрактной службы (контрактным управляющим), которые либо должны иметь высшее образованиелибо, при его отсутствии, дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Данное требование является единственным обязательным с точки зрения профессиональных стандартов.

В сфере закупок действуют два профессиональных стандарта -- специалист в сфере закупок (стандарт утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 No625н), эксперт в сфере закупок (стандарт  утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 No626н). По рекомендации МЭР для сотрудников необходимо пройти обучение не менее 108 часов, а для руководителей -- 40 часов.

2. Регламентировать деятельность контрактной службы (контрактного управляющего)

Контрактная служба действует на основании положения (регламента), разработанного и утвержденного на основании типового положения (регламента), который разработан Минэкономразвития РФ (утвержден Приказом от 29 октября 2013 г. №631). Необходимо разработать и утвердить положение о контрактной службе, учитывающее существующие взаимодействия сотрудниковподразделений и руководителей заказчика, участвующих в процессе закупки, с учетом сложившейся практики у конкретного закзачикаПомимо разработки и утверждения положения, необходимо подготовить и издать ряд приказов:

  • о создании контрактной службы (о назначении контрактного управляющего);

  • о назначении лиц, уполномоченных работать в Единой Информационной Системе в сфере закупок (ЕИС) -- zakupki.gov.ru;

  • о создании комиссии по осуществлению закупок (или нескольких комиссий). А также разработать и принять Регламент работы комиссии;

  • о создании приемочной комиссии(при необходимости), которая будет принимать ТРУ при исполнении контрактов;

  • о назначении внутренних экспертов.

Для нормальной работы контрактной службы потребуется так же подготовить и утвердить типовые документы закупочных процедур (извещения, документации о закупке, протоколы, проекты контрактов и др.). Так же придется внести необходимые изменения в Положение о закупках, если заказчик имеет возможность проводить закупки по закону №223-ФЗ:

  •  предприятие-заказчик -исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение -- контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых Президентом или Правительством);
  •  закупки финансируются за счет грантов.

Потребуется отразить и кадровые изменения. При создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего произойдет изменение трудовых функций работников. Соответственно потребуется своевременноеуведомление работников (не позднее, чем за 2 месяца) и внесение изменений в трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.

 

3. Создать комиссию по осуществлению закупок

Как правило Заказчик создает Единую комиссию, но закон (44-ФЗ) позволяет создание «специализированных» комиссий -- конкурсной, котировочной и др. Требования к комиссии по осуществлению закупок изложены в ст. 39 44-ФЗ. Заказчик должен включать в состав такой комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

 

4. Пройти перерегистрацию в Единой Информационной Системе (ЕИС) -- zakupki.gov.ru

Для проведения закупок в соответствии с положениями 44-ФЗ необходимо получить соответствующую электронную подпись (Приказ Федерального Казначейства от 30.12.2015 №27н "Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. №4н")в удостоверяющем центре Федерального Казначействаи пройти регистрацию в качестве заказчика. Электронная подпись по 223-ФЗ не будет актуальна по закупкам 44-ФЗ (они различны и не взаимозаменяемые). Порядок регистрации в ЕИС утвержден Приказом Казначейства России от 30.12.2015 №27н. На сайте ЕИС (zakupki.gov.ru) и Федерального Казначейства (www.roskazna.ru) размещены инструкции и методические рекомендации по порядку регистрации.

 

5. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график

При планировании по 44-ФЗследует разработать, утвердить и разместить:

  • план закупок (формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности, утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения (за исключением сведений, составляющих гостайну)При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ);
  • план график закупок (разрабатывается на один календарный год, утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности). При формировании плана графика обоснованию подлежат Н(М)ЦК и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки;
  • обоснование закупки (по форме в соответствии с Поставновлением Правительства РФ).

Размещение в ЕИС планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня утверждения. В случае невыполнения этих требований заказчик получит штраф.

ВАРИАНТЫ "УХОДА" УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ЗАКУПОК ПО 44-ФЗ

Можно ли уйти от работы по закупкам в рамках 44-ФЗ? Да, возможно, но варианты не безграничны:

  • ликвидация Заказчика с последующим созданием автономного учреждения;

  • преобразование унитарного предприятия, в том числе приватизация(преобразование в акционерное общество).

Однако возможность преобразования в автономное учреждение для многих унитарных предприятий закрыт. В соответствии с законодательством (ст. 2 федерального закона от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»)автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах:

  1. науки,

  2. образования,

  3. здравоохранения,

  4. культуры,

  5. средств массовой информации,

  6. социальной защиты, занятости населения,

  7. физической культуры и спорта,

  8. а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

 

 

ОСНОВНЫЕ РИСКИ НАЧАЛА РАБОТЫ ПО ПРАВИЛАМ 44-ФЗ

Правила проведения закупок по 44-ФЗ предусматривают значительно более широкий круг составов нарушений (и штрафов), среди них отметим особо:

  • закупка, не предусмотренная план графиком и объявленная ранее 10 дней со дня внесения изменений в план график, несоблюдение иных требований планирования, нормирования, обоснования;

  • некорректный выбор способа закупки (особенно -- проведение закупки иным способом, если по закону должен быть проведен электронный аукцион);

  • утверждение документации не соответствующей требованиям законодательства;

  • некорректное описание объекта закупкииспользование товарных знаков и др. (кроме случаев, разрешенных законодательством о ФКС), установление требований ограничивающих конкуренцию, вводящих участников закупки в заблуждение;

  • установление дополнительных требований к участнику закупки (кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ);

  • неправомерный допуск или отказ в допуске участнику закупки;

  • требование в составе заявки документов, не предусмотренных законодательством о ФКС;

  • невыполнение требований законодательства по закупкам у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (не выборка положенных объемов, нарушение правил ежегодной отчетности);

  • заключение контрактов на условиях, не соответствующих документации и заявке поставщика, изменение условий контракта (кроме случаев, предусмотренных законодательством), в том числе -- сроков его исполнения;

  • неприменение предусмотренных контрактом штрафных санкций.

Многие проблемы перехода может помочь решить использование Заказчиком программного продукта "САП:Закупки". Продукт, созданный закупщиками для закупщиков.